Ваш лучший способ
выгодно продавать за рубежом

Зачем набивать шишки, выходя за рубеж со своим товаром методом проб и ошибок, если в Москве есть экспортный «Коворкинг»?

Для вас гуже готовы: пошаговый алгоритм выхода, исчерпывающее обучение на базе Российского экономического университета им. Г.В Плеханова, горячие контакты с открытыми экономическими зонами, поддержка экспертов.

Как успеть на этот аукцион невиданной щедрости? Рассказывает директор «Коворкинга» Юрий Фёдоров.


Сегодня поговорим о серьёзных рычагах масштабирования российского бизнеса до международного уровня. Вы реализуете один из таких проектов. Его уже окрестили «экспортным коворкингом». Расскажите подробнее, что это за проект.

Это площадка для развития экспортно-ориентированных компаний, пока преимущественно из регионов. Это место, где собраны воедино все необходимые ресурсы для быстрого старта. Это «точка сборки», где мы в состоянии масштабировать экспорт компаний из регионов.

«Коворкинг» – что понимается под этим словом? Термин расхожий.

Изначально это – открытое рабочее пространство, но мы понимаем термин более широко. Это экспертное сообщество, которое будет функционировать на базе этой зоны. Она уже создано и отчасти работает, и мы полагаем, что в рамках этого сообщества будут рождаться и функционировать многие успешные проекты, в том числе международные.

Что это может дать для собственника компании, для генерального, для менеджмента проекта?

Экспортёр из любой точки России может приехать к нам в нашу экспортно-ориентированную зону и масштабировать свой бизнес. К его услугам будет предоставлен очень большой пакет: это и сама общественная зона, где смогут расположиться его сотрудники, и демонстрационные площадки, и центр прототипирования, и шоурумы.

Бизнес-инкубатор – это не то же самое?

Не совсем. Мы позиционируемся в том числе как образовательный проект, поскольку мы функционируем в рамках университета. Мы предлагаем в том числе образовательные программы, которые нацелены на экспорт и на импорт. Для новичков у нас есть пошаговый алгоритм старта экспорта. Есть и более продвинутые программы: для таможенных декларантов, для бухгалтеров-ВЭДников, для зарубежных компаний, которые готовы работать на рынке России.

То есть, импорт тоже?

В том числе.

Если производственная площадка находится в регионе, то кого мы размещаем у вас? Отдел продаж или внешнеэкономический отдел?

Скорее, да, внешнеэкономический, но это ничуть не исключает посадки отдела продаж, поскольку площадка на территории Москвы обладает большими возможностями для того, чтобы продвинуть и масштабировать бизнес.

А на кого ориентируетесь по отраслям, по регионам?

Мы «заточены» подо всё, нам интересно абсолютно всё: с Востока и Запада, отовсюду. Более того, у нас будут представлены не только российские резиденты, но и открытые экономические зоны со всего мира. Уже подписаны договорённости с восточными с китайскими товарищами, с компаниями и открытыми экономическими зонами Залива, с европейскими коворкерами.

Компании могут договариваться с ними сами?

В этом и смысл. Мы организуем контакты «прямой руки»: делаем так, чтобы компании работали напрямую с открытым экономическими зонами.

Даёте удочку, а не рыбу.

Безусловно, но мы помогаем и поймать рыбу.

Насколько успешны проекты коворкинга в мировом масштабе?

Коворкинги в мире – это просто открытые рабочие площадки. Они очень редко бывают специализированные. В России это уникальный проект, заточенный именно под импортно-экспортную деятельность.

Какая итоговая цель, насколько далеко простираются ваши амбиции?

Мы очень амбициозны. Мы хотим вырастить наш ВВП. Мы рассчитываем, что к нам сядут компании из несырьевого экспорта, и это уже происходит. Мы рассчитываем не на нефть и газ, а на малый и средний бизнес, который будет двигать вперёд нашу экономику.

Для этого не хватит одной площадки в Москве.

Это стартовый проект. Мы будем поначалу распространять опыт на регионы. Уже ведутся переговоры о создании подобных площадок на территории других стран.

Я экспортёр. Я прихожу к вам – что конкретно я получаю?

Первым делом мы даём вам «стул и стол». Вы можете начать функционировать. Но что наиболее важно, как мы считаем, – это то экспертное общество, которое поможет вам двигаться к реализации задуманных вами целей. Это все экспортные коворкеры, которые будут представлены у нас. Плюс к этому, что очень важно, будут компании, которые помогут вам это сделать. Это и бухгалтера-ВЭДники, которые будут размещены на нашей площадке, это и банки, которые будут делать специальные условия для наших резидентов, это и страховые компании, и многие другие компании – как мы их называем, инфраструктурные. Они будут формировать этот проект и помогать нашим экспортным коворкерам двигаться и развиваться.

Получается очень практично: не надо ходить никуда вовне – можно найти подрядчиков на месте.

Безусловно. Поэтому у нас и родился образ «точка сборки несырьевого экспорта». Мы и позиционируем это так, и двигаем это так.

Сколько у вас пространства в метрах?

Мы стартуем с 2 000 м, это сам «Коворкинг», но у нас в распоряжении 22 000 квадратных метров: это и центр прототипирования, и зона под выставочную деятельность, и многое другое.

Где в Москве это расположено?

Это Смольная, 36, на стыке севера и северо-запада.

Насколько широк охват образовательной программы, и кого именно вы обучаете: генерального директора, специалистов? И что с лицензированием?

Все образовательные продукты лицензированы Министерством образования, все коворкеры получают сертификат о дополнительном образовании Плехановки. Программы нацелены на широкий круг: это и директора, и собственники, и бухгалтера, и сотрудники, которые занимаются таможенными вопросами. Номенклатура программ постоянно расширяется.

Если компания является начинающим экспортёром – она вам подходит? Она неопытна, но у неё хороший потенциал.

Безусловно, она нам очень интересна. Для неё есть образовательная программа, есть пошаговый алгоритм старта экспорта для начинающих. Мы нацелены на то, чтобы помогать начинающим компаниям.

В чём ещё конкретно выражается помощь? Новичкам нужен наставник.

У нас существует институт менторства. И сама экспертная экспортная среда нацелена если не на то, чтобы делиться опытом, то по крайней мере на то, чтобы его перенимать. Есть успешная компания, которая здорово развивается, и у неё есть чему поучиться. Наши коворкеры как раз будут помещены в ту среду, которая позволяет это делать максимально эффективно.

Это организованный формат общения, или люди просто общаются между собой, перенимают опыт?

Просто – это априори. Безусловно, на нашей территории будут и семинары, и различные мероприятия: свободные, закрытые, в том числе и культурные.

Получается, что перед генеральным директором выбор: организовать тренинг по внешнеэкономической деятельности и провести его у себя в регионе или пойти к вам, взять в аренду помещение…

Мы не просто сдаём помещение в аренду – мы оказываем образовательные услуги. Для того чтобы делать это в удобном формате, мы предоставляем эти рабочие зоны.

Если я иду как компания в Москву и понимаю, что мне там нужен человек, то у меня тогда есть выбор: посадить его в бизнес-центр или в один из таких проектов. Вопрос: у вас отсев, или вы берёте всех подряд?

Нет, мы не берём всех подряд. Зачисление резидентов осуществляется на базе конкурса: отслеживаем, смотрим, что это за компания, насколько эффективно работала до нас, насколько они перспективны в плане масштабирования бизнеса.

Какие основные критерии отбора?

Для начала продукт, который они представляют, должен быть интересен за рубежом. В нашем «Коворкинге» представлены инфраструктурные компании, которые обладают пониманием того, что будет востребовано. Поэтому уже на этапе заключения договора мы подсказываем, рассказываем, целесообразно это или нет.

Сводите ли стартаперов с инвесторами?

Это одно из преимуществ нашего «Коворкинга». Нашими партнёрами являются открытые экономические зоны других стран. Это «окно», через которое стартаперы-коворкеры могут напрямую входить, договариваться, масштабировать свой бизнес.

Вы только запустились?

Да, мы запустились, разработали концепцию. Идёт реконструкция, и открытие с перерезанием ленточки будет в сентябре.

Не может ли случиться так, что к вам приедет стартапер из той же Перми, а его проект окажется неинтересен за рубежом?

У нас представлены экономические зоны со всего мира, поэтому если стартапер видит потенциал, то он найдёт, куда масштабироваться.

На самом деле, при нашем рубле можно продавать что угодно и куда угодно.

Вопрос не столько рубля, сколько позиционирования. В нашем «Коворкинге» есть компании, которые знают, как это правильно сделать.

Боль компаний-экспортёров – это финансы. Этот тяжёлый вопрос для многих становится барьером для быстрого старта экспорта. Что вы делаете в этой ситуации? Всем же не найдёшь инвесторов в короткий срок. Отбираете крупный и средний бизнес?

Нам больше интересен средний и малый бизнес. Нашими резидентами являются крупные банки, нацеленные на поддержку экспорта, и открытые экономические зоны, которые готовы оторвать с руками и ногами интересные проекты.

Как происходит обучение ВЭД в режиме open space, если один продаёт, скажем, автозапчасти, а другой – лес?

Вопрос именно в навыках продажи и алгоритмах выхода. Продать можно всё что угодно: и ручку, и газ, и медведей с матрёшками. Мы покажем и расскажем, как это сделать. Накоплен огромный опыт. Это не просто помощь советом, а разбор и иллюстрация на реализованных кейсах, поскольку наши партнёры этим занимаются более 10 лет.

Получается, вы не центр «одного окна», вы не оказываете услугу под ключ, а даёте знания?

И знания в том числе, но не только академические, как в университетах. Мы нацелены на практику.

Что у вас по финансовым инструментам: банки, аккредитивы, хеджирование?

По запросу. Есть у экспортёра боль по этим услугам – почему бы и нет? Наши партнёры окажут такую помощь.

На каком уровне стоимость ваших услуг по сравнению с рыночной?

Стоимость не космическая. Нам помогают, отчасти есть субсидирование. Это далеко не рыночная стоимость, тем более – не московская рыночная.

Итак, мы можем анонсировать для наших слушателей, что есть уникальная возможность попасть в «Экспортный коворкинг» в Москве. Отбор на конкурсной основе, приоритет регионам, предоставляется исчерпывающее обучение, в том числе – информирование о субсидировании и господдержке экспорта.

Слушать запись программы на Business FM