Ваш лучший способ
выгодно продавать за рубежом

Ведение бизнеса всегда связано с достаточным количеством правовых и налоговых особенностей. Общение и неоценимый опыт профессионалов поможет избежать большого количества ошибок. Читайте интервью с опытными юристами Владиславом и Владленой Варшавскими.






Наталья Подгорецкая


Владислав Варшавский


Владлена Варшавская


В интервью вы сможете узнать ответы на следующие вопросы:

Владислав, Владлена, расскажите о вашей компании.

Владлена: «Варшавский и партнёры» была создана в 2009 году как компания, нацеленная на юридическое сопровождение ВЭД. Изначально мы работали с импортёрами: таковы были тенденции в экономике в 2008-2011 годах. В последнее время идёт господдержка экспорта, поэтому сейчас мы занимаемся сопровождением экспорта, способствуем в решении налоговых и таможенных споров.

Любой экспортёр больше всего боится камеральной налоговой проверки. Как не попасть в зону риска?

Владлена: У нас действуют 8 Дорожных карт по электронному документообороту между министерствами и ведомствами. Это огромный шаг вперёд в плане контроля бизнеса, администрирования и надзора. Происходит передача основных функций по валютному и таможенному контролю в руки ФНС. Это значит, что все операции импорта и экспорта, всё перемещение товаров через таможенную границу РФ и ЕАЭС будут моментально приниматься к сведению налоговыми органами. Таким образом, экспортёры и импортёры сразу становятся в «зону риска». При возмещении НДС, при подтверждении льгот и нулевой ставки, при получении вычета происходят камеральные налоговые проверки. Для начала проверки не нужна подпись руководителя налоговой службы – этим занимается рядовой служащий камерального отдела. Он начинает проверку с момента подачи налоговой декларации и без уведомления налогоплательщика.

Владислав: Не ждите, что вам придёт письмо: «Началась проверка». Этого не будет.

Владлена: Срок камеральной проверки – три месяца. Если по истечении 3 месяцев налоговый орган не уведомил вас, то вы прошли проверку, всё замечательно. Но обычно мы сталкиваемся с тем, что у ФНС возникают вопросы по тем документам, которые вы предоставляете. Согласно статьи 88 Налогового кодекса у них есть возможность изучать документы, которые они получают от третьих лиц, в первую очередь – от Федеральной таможенной службы. Электронный документооборот позволяет отправлять документы между ведомствами за 5 дней. Налоговый орган получает информацию от Таможенной службы, от Росстата, куда вы подали документы по своей деятельности, и начинает проверку. Если налоговый служащий в чём-то усомнился, то он может провести дополнительные меры налогового контроля: сделать экспертизу документов, организовать опрос свидетелей, выехать к налогоплательщику и посмотреть на склад, на производство и т. д.

Если хотят к вам выехать – вас извещают?

Владлена: Да, извещают. Придёт требование из налогового органа, что вы обязаны либо предоставить сведения, либо указать время на опрос свидетелей. Это может быть поездка предпринимателя в органы, – и наоборот, органы могут приехать к вам. Налоговая служба требует дополнительные подтверждающие документы на льготу или нулевую ставку. С чем мы сталкиваемся в практике: предприниматель либо бухгалтер с радостью готовы предоставить вообще все документы. Тут надо быть внимательными: никогда не надо предоставлять документов больше, чем затребовано. Вы рассуждаете: «Отдам побольше, и быстрее закончится проверка». Но чем больше вы предоставили документов, тем «интереснее» они могут показаться, и тем быстрее вам выпишут дополнительные меры надзора. Подумайте, взвесьте: какие документы стоит предоставить, а какие – нет. Сомневаетесь – позвоните юристу, ведь любой вопрос проще и дешевле решить до суда. Это поможет минимизировать риски, не доводить до штрафов, санкций, обжалований. Ещё одна типичная ошибка допускается во время опроса свидетелей. Наши люди – самые душевные, они хотят помочь своему директору и бухгалтеру, но начинают так всё рассказывать, что потом становится только хуже. Обязательно поговорите об этом со своим персоналом. Если вы по результатам проверки всё-таки получили акт, то вы имеете право его обжаловать. Первоначально налоговый орган выписывает акт, на его основании через 10 дней – постановление, и у вас есть 30 дней на обжалование. Если вы уверены в своей правоте и готовы предоставить дополнительные сведения – перевод, код товарной номенклатуры и т. д., – не бойтесь обжаловать, в этом нет ничего страшного. Налоговый служащий может невнимательно изучить документы, ошибиться, неправильно соотнести данные контрагентов. Практика складывается в пользу предпринимателя, т. к. он досконально знает свои документы и специфику отрасли. А налоговику во всём разбираться невозможно: один предприниматель занимается молоком, другой – лесом, и т. д.

Какие ещё ошибки участников ВЭД чаще всего всплывают при камеральных проверках?

Владлена: Стоит коснуться различий экспорта в страны ЕАЭС и страны, скажем так, дальнего зарубежья. Предприниматели думают, что в ЕАЭС отгрузить легко, и первый шаг на экспорт делается именно в ЕАЭС. Но если мы отгружаем в иные государства, то это идёт через таможенный орган. Мы делаем таможенную декларацию, получаем печать «выпуск разрешён». И с этими документами предприниматель с лёгкостью может подтвердить отгрузку. Выходит, что таможня снимает часть головной боли с бухгалтера.

Владислав: Если ты подаёшь декларацию, но не предоставил документы, не оплатил сборы – то таможня просто не выпустит. Тебя предупредят, что ты ошибся. А при перемещении товара в страны ЕАЭС «подсказать» некому. Поэтому предприниматели узнают о своих ошибках уже по факту.

Владлена: Представьте, что вы отправили груз в ЕАЭС и получили деньги. Проходит 2-3 месяца, и вы получаете заявление от Транспортной полиции, что вы не подали форму статистического учёта, которую вы обязаны подать в таможенный орган до 10 числа следующего месяца. Но ваш бухгалтер, который «сидел» на внутреннем рынке, – он даже не в курсе существования статистического отчёта и других специфических документов. Он не узнает о каких-то моментах, пока не столкнётся с ними. Думаю, стоит проговорить список документов, запрашиваемых при камеральной налоговой проверке. Для экспорта в иностранные государства: контракт, таможенная декларация, товарно-сопроводительные документы – упаковочный лист и инвойс. Для экспорта в ЕАЭС – контракт, товарно-сопроводительные документы, ТОРГ-12. Ещё одна большая ошибка: сейчас многие компании перешли на универсальный передаточный документ, но при экспорте в страны ЕАЭС должны быть отдельно товарная накладная и счёт-фактура, выписанная по нулевой ставке, а не один документ. Также будьте внимательны с вопросами валютного регулирования. Например, при отгрузке в ЕАЭС вы не оформили паспорт сделки. Расчёты были в рублях, но рубли – это тоже валюта, и если контракт превышает сумму 50 тысяч долларов, то вы обязаны оформить паспорт сделки вне зависимости от страны экспорта. Сейчас идёт обсуждение границы паспорта сделки, и, возможно, её снизят до 25 тысяч долларов.

Какие основные требования предъявляются к валютному контракту?

Владислав: На территории России в сделке участвует два юридических лица, подчиняющихся законам РФ. А в случае с ВЭД действуют уже два правовых поля. Особенность иностранной правовой системы в том, что там зачастую нет больших контрактов. Китай показателен в этом плане, и при выходе на этот рынок предприниматель слышит вопрос партнёра: «Зачем контракт? Есть инвойс, там согласовано наименование товара, цена, срок поставки, срок оплаты. Вопросы по транспортировке? Есть документы на транспортировку, там на обратной стороне мелкими буквами всё написано, кто за что несёт ответственность». В России мы немного «архаичны» в своей приверженности контрактам, и нельзя сказать, хорошо это или плохо. При проверке – банковской, налоговой, таможенной – если вы скажете, что договора нет, а есть инвойс, то таможня скажет, что инвойс не является обязательным документом, и надо разбираться со стоимостью. Поэтому контракт нужен. Ещё в ряде стран признаётся устный контракт. И РФ тоже изменила законодательство, по закону и у нас теперь признаётся устный контракт. Но де-факто всё равно нужен письменный контракт. Из норм гражданского права убрали ограничение, но по банковскому, валютному, налоговому праву мы всё равно обязаны предоставить письменный контракт. Инструкция ЦБ также требует контракт. Что должно быть в контракте? Место и дата заключения, где и когда возникли обязанности сторон. Предмет контракта – что мы покупаем, качественные характеристики товара. Есть традиционная формулировка «обычно предъявляемые требования», но в каждой стране они свои. Поэтому надо жёстче прописывать эти требования. Ещё участники ВЭД любят ссылаться на «Инкотермс», международные условия торговли. Они действуют, но выступают больше как вектор, подсказка, на каких условиях и как товар поставляется. Судебная практика подтверждает, что при возникновении споров условия «Инкотермс» носят рекомендательный характер. Если в контракте помимо них не прописано больше ничего, то «давайте разбираться». Так что в контракте необходимо чётко прописать права и обязанности сторон.

Владлена: Люди полагают, что «Инкотермс» определяет момент перехода права собственности, но это не так. А это критически важно: до какого момента товар ваш, а когда он уже стал товаром вашего партнёра.

Владислав: Представьте, что вы отправили товар, ждёте оплату, но не получаете её. Включаются нормы административного законодательства и валютного регулирования. Тут предусмотрены колоссальные штрафы, и ответственность лежит на российской стороне. Вы товар поставили – вы обязаны обеспечить возврат валютной выручки, даже если это рублёвый контракт. Если, к тому же, не оформлен паспорт сделки, то получается, что не указаны условия возврата и сроки. Многие предприниматели об этом не задумываются, но если возникнет спор, то где это дело будет рассматриваться, в какой юрисдикции? Пример из недавней практики: разногласия нашего доверителя с партнёром из Сербии. Мы начинаем смотреть контракт, а в нём фигурирует сербское право, и споры подлежат рассмотрению третейским судом при торговой палате в Белграде. Нет паспорта сделки. Как взыскать средства? Предприниматель оплачивает наши услуги, услуги сербских адвокатов и ещё немало обязательных платежей. Например, по сербскому законодательству при положительном решении о взыскании с ответчика денежных средств истец должен иметь счёт в сербском банке, куда эти средства будут перечислены. Это дополнительные расходы. Мы наблюдаем недальновидность наших предпринимателей: они не включают в контракт выгодную для них «родную» подсудность, выгодное право. Когда ты поставщик, ты можешь диктовать условия – почему бы этим не воспользоваться? Суды РФ ближе, юридические услуги дешевле, юрисдикция понятнее, выбор юристов больше.

Давайте обсудим порядок подтверждения налоговых вычетов по НДС – как он происходит?

Владлена: Чтобы получить налоговый вычет, надо подтвердить экспорт. У вас есть на это 180 дней. Если вы не собрали документы, то на 181 день вы обязаны доначислить ставку НДС по вашему виду товара, и вы не сможете получить вычет. Что такое вычет? Это ваши затраты на производство или покупку товара для его продажи за рубеж. Подтверждением этих расходов могут быть входящие счета-фактуры от поставщиков. Рекомендую вести раздельный учёт вычетов, чтобы понимать, какие были затраты на данный вид товара, и своевременно вводить изменения в учётную политику. Налоговый орган спросит: «Как вы определили эти затраты? С какого момента они у вас начались? Почему 10%, а не 5%?» Для вычетов необходимы две вещи: документальное оформление и экономическое обоснование. Вычет происходит быстрее всего после прохождения камеральной проверки и отражения вычета в 4 разделе декларации. Возвращение денег на расчетный счет контрагента идет через Федеральное казначейство. Это очень выгодно бизнесу, выгодно государству, выгодно всем, так как стимулирует страну жить не на «нефтяной игле», а получать доходы с разных видов деятельности.

Суммируя нашу беседу, дайте ключевые рекомендации участникам ВЭД.

Владлена: Заключайте письменный контракт.

Владислав: С умом выбирайте контрагента.

Владлена: Внимательно отнеситесь к составлению документов. И не надо бояться проверок. Нужно вести диалог с налоговыми органами. У вас и у госорганов общая цель – развивать здоровый бизнес. Государство заинтересовано в налогах, а больше налогов придёт с большого бизнеса.