Ваш лучший способ
выгодно продавать за рубежом

Узнайте об изменениях в таможенном кодексе первыми! Читайте диалог Юлии Седневой с Натальей Подгорецкой и узнайте ответы на следующие вопросы:
Для кого откроют «жёлтый коридор»?


4 часа на выпуск товаров – реальность или мечта?
Больше никакой «интуиции» со стороны таможенников?
Что теперь выгоднее: нанимать таможенного представителя или декларироваться самостоятельно?
«Белые» и «серые» представители – как выбрать и не пожалеть?
Правда ли, что лучше не менять таможенного представителя?
Где можно с гарантией обучиться всем тонкостям таможенного декларирования?



Юлия Седнева


Профессиональные компетенции:


Наталья Подгорецкая


Юлия, расскажите о проекте нового таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).



Сейчас в состав ЕАЭС входят пять государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика. Проект таможенного кодекса ЕАЭС готовился с 2014 года, однако на 2015 год у стран-участниц ЕАЭС насчитывалось более 1 500 разногласий по проекту ТК. На сегодня осталось менее 57 разногласий, и по оптимистическим прогнозам ТК будет одобрен до конца 2016 года и вступит в законную силу с января 2017 года.



Это будет основной документ ЕАЭС?



Да, это будет основной документ, призванный упростить существующее положение дел во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и избавить участников ВЭД от многих проблем. Часть положений ТК ЕАЭС вступит в силу не сразу. Из девяти разделов ТК последний включает в себя переходные положения, в нём прописано, когда вступают в силу конкретные моменты. При этом главное преимущество нового ТК в том, что он будет включать в себя большую часть международных договоров и соглашений. Сейчас участники ВЭД вынуждены изучать очень много документов, а после принятия нового ТК они смогут опираться на один основной документ. За его пределами останутся только пять отдельных соглашений, а также вопросы валютного регулирования и ответственности на национальном уровне – административной и уголовной.



Какие моменты будут унифицированы?



Всё, что касается порядка декларирования, совершения таможенных операций, проведения таможенного контроля, определения таможенной стоимости страны происхождения товаров и предварительного информирования. Также значительно упростит жизнь участникам ВЭД признание статуса уполномоченного экономического оператора на территории всех стран ЕАЭС.



Требования будут упрощены?



Да, перечень упрощений расширится, как и круг участников. Статус уполномоченного оператора смогут получить таможенные перевозчики, владельцы СВХ и таможенные представители.



Какие преимущества даёт этот статус?



Среди преимуществ – ускоренные сроки выпуска товаров и меньше запрашиваемых документов. Таможенные представители получат возможность в приоритетном порядке подавать декларации, вне очереди проходить таможенную границу и все виды контроля. Также предполагается, что владельцы СВХ смогут закрывать процедуру таможенного транзита на своих площадках и площадках оператора.



Будут ли приоритеты у околотаможенных структур?



Подход ко всем участникам ВЭД будет дифференцирован. Сегодня существуют «зелёный» и «красный» коридоры, а с принятием нового ТК ЕАЭС появится ещё и «жёлтый коридор». Через «зелёный коридор», как и сейчас, будут идти уполномоченные операторы, получая самый быстрый срок выпуска и минимальные меры контроля. Новый «жёлтый коридор» станет неким «середнячком». Меры будут применяться, но не в объёме «красного коридора». Также мы переходим на электронный документооборот, чтобы сократить сроки выпуска до 4 часов в «зёлёном» и «жёлтом» коридорах. Если сработает система управления рисками, или возникнут подозрения, то до истечения 4 часов, отведённых на выпуск товара, таможенные органы запросят у декларантов дополнительные документы.



Какие именно документы могут быть запрошены?



Как и сейчас, это стандартный пакет: коммерческие, транспортные, сопроводительные документы. Если декларант заявляет своё право на тарифные льготы или преференции, то он должен знать, какие бумаги у него должны быть. В зависимости от характера сомнений и рисков декларантам будут даваться разные сроки на предоставление документов: от 4 до 8 часов, а также вплоть до 1 рабочего дня. Для «красного коридора» и целевых профилей риска при таможенном досмотре как форме контроля сроки могут быть увеличены до 10 дней.



Как новый ТК ЕАЭС соотносится с реализацией действующих в РФ Дорожных карт «Таможня» и «Экспорт»?



Большинство положений обеих Дорожных карт направлены на сокращение объёма документов. В этом Дорожные карты перекликаются с ТК ЕАЭС. Например, в картах уже зафиксировано одно из нововведений для упрощения жизни экспортёра – возможность отправлять грузы через международные почтовые отправления без предоставления декларации.



Поговорим о полномочиях стран-участниц ЕАЭС. Сможет ли, к примеру, Россия повлиять на свободу товарооборота между Казахстаном и Украиной?



Мы не можем запретить Казахстану говорить о торговых отношениях с Украиной. Но мы влияем на транзит товаров. РФ запрещает транзит грузов через свою территорию с Украины в Казахстан. Сейчас такой транзит возможен только через Беларусь с системой ГЛОНАСС. Такие же ограничения РФ планирует ввести и для Кыргызской Республики.



Какие принципиальные разногласия между странами ЕАЭС сохраняются на этапе подготовки нового ТК?



Одно из разногласий – сроки запроса документов на этапе регистрации декларации. Также обсуждается, учитывать ли при определении страны происхождения товаров соглашение стран СНГ и оставлять ли действующие льготы и преференции при определении страны происхождения. Есть также момент по уровню ставок таможенных платежей. Сегодня ввозная таможенная пошлина делится между всеми странами-членами ЕАЭС. Остальное – НДС, акцизы, сборы – это внутренние таможенные платежи. Удивительно, но в первом же разделе нового ТК вводятся термины: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, НДС союза, акциз союза, таможенные сборы. У меня это вызывает вопросы. Я понимаю, это будет принято не в 2017 году, а позднее. Но будет унификация. В целом по ТК остались неточности, придирки, а не крупные разногласия.



Одна из головных болей у участников ВЭД – таможенная стоимость товаров. Что будет происходить с ней?



Прекратит силу текущее соглашение по таможенной стоимости, а новое будет прописано в ТК. Убираются дополнительные проверки по таможенной стоимости. Таможенные органы смогут запрашивать документы по стоимости только в том случае, если будут возникать сомнения в целом по товару, если сработает система управления рисками. Места для подозрений и «интуиции» не остаётся. Также при подаче декларации можно будет заранее получить предварительное решение по выбору метода определения таможенной стоимости.



А в каких случаях срабатывает система управления рисками?



Система состоит из двух компонентов. Первый – это стоимостные риски, основанные на зеркальной статистике. Это официальная информация от иностранных таможенных органов о той стоимости, по которой товары были вывезены. Второй – это индексы таможенной стоимости от аналитиков на территории РФ. Прогнозируется более простой подход: мы будем оперировать объективными данными и проверять документы в целом, а не отдельно таможенную стоимость. Мы не можем говорить, что всех коснется тотальный контроль. Если брать последние цифры с рабочих заседаний, то под действие системы подпадают всего 30% участников ВЭД.



Нововведений много… У нас поменяется весь сегмент деятельности?



В официальной версии ТК ЕАЭС будет как минимум 1 000 страниц, и до января с ней будет непросто ознакомиться досконально. Есть ещё один момент, затрагивающий всех участников ВЭД. Сегодня компании ведут деятельность по разным направлениям: являются уполномоченными экономическими операторами, занимаются таможенными перевозками, выступают в качестве таможенных представителей. Чтобы войти в реестр по каждому из этих видов деятельности, нужно внести обеспечение: миллион евро для представителей и операторов и 200 тысяч евро – для перевозчиков. А по новому ТК ЕАЭС можно будет однократно внести максимальный размер суммы обеспечения и войти во все реестры сразу. Также идёт речь о снижении суммы, и условия будут едины для всех стран.



Сегодня компании имеют возможность самостоятельно декларировать товары или передать эту функцию на аутсорсинг. Но с новым ТК придётся долго разбираться даже профессионалам, не говоря о новичках. Останутся ли у компаний преимущества, если они будут декларировать товары самостоятельно?



Если новичок занимается экспортом, то изменения идут ему на пользу, так как порядок упростится. Экспортёр сможет проще и быстрее вывести товар, особенно небольшие партии – теми же международными почтовыми отправлениями или экспресс-перевозками. Более того, если экспортёр имеет право после такого вывоза товара вернуть НДС, то и тут порядок упрощается. Больше не требуется доказывать налоговому органу факт вывоза товара и предоставлять декларацию. Но с позиции импорта всё несколько сложнее. Самое длительное для компании – это получение электронной подписи. Это основа основ для всех государственных услуг. Также, если компания не хочет использовать таможенных представителей, то ей необходимо подключить комплекс программного обеспечения. Поэтому я склоняюсь к тому, что новичку выгоднее обратиться к хорошему таможенному представителю.



Да, я хоть и не новичок, но до сих пор таможенные вопросы для меня лучше передавать на аутсорс. Экономия получается не настолько существенная, чтобы брать такие риски.



Если поставки разовые, то выгодно использовать представителей. Хотя участник ВЭД тоже несёт риски, и обращение к таможенным представителям не снимает ответственности. К счастью, в числе нововведений есть одно, касающееся внесения обеспечения при выпуске товаров. Если сработает система управления рисками, и придётся вносить обеспечение, то его теперь сможет вносить не сама компания, а таможенный представитель. Причём не из «живого» оборота, а из той суммы обеспечения, которую представитель уже внёс для включения в реестр.



Как компании выбрать аутсорсингового партнёра?



Мы делим всех таможенных представителей на «белых» и «серых». «Серые» предлагают услуги дёшево, но новичок должен понимать, что все риски ложатся на его плечи. Сейчас происходит ужесточение ответственности – административной и уголовной, особенно по валютному законодательству. Поэтому участник ВЭД должен сперва зайти на официальный сайт Федеральной таможенной службы и ознакомиться с реестром таможенных представителей. Если резидент находится в РФ, то и таможенный представитель тоже должен быть на территории РФ. «Белый», крупный, с хорошей репутацией. Изучите, в каких городах у него офисы, с какими таможенными органами он сотрудничает, ограничен ли он по товарам и по органам. Если таможенный представитель крупный, а у вас небольшая партия, то она ему, конечно, не очень интересна. Но по закону представитель не имеет права отказать участнику ВЭД за исключением случаев, подпадающих под его ограничения по компетенции. Правда, таможенные представители играют по законам рынка и имеют иные рычаги давления на компании. Поэтому новичку можно выбрать не «акулу», а представителя, который работает, допустим, по одному городу, но со всеми таможенными органами. Особое внимание стоит обратить на договор. В задачи таможенного представителя входит на основании документов участника ВЭД вместо него заполнить декларацию. За правильность документов отвечает участник. Представитель не обязан определять код товара, но может сделать это за дополнительную оплату.



Каких ещё компетенций не хватает участнику ВЭД?



Возникают сложности со сбором документов и составлением договора между представителем и участником ВЭД. По новому ТК идёт смещение контроля на этап после выпуска товара. Участник может порадоваться быстрому выпуску, но огорчится позже, если в течение последующих трёх лет получит «письмо счастья» о нарушении законодательства. Тут стоит посмотреть в договор с представителем и определить, на кого будет возложены платежи. Документы подаёт декларант, поэтому ответственность – на таможенном представителе. Есть ещё нюанс в отношении экспортёров. Допустим, они хотят экспортировать товары, которые были когда-то ввезены на территорию ЕАЭС. Таможенные органы могут запросить номер декларации, по которой ввозился товар. Ещё один важный момент: у каждого участника ВЭД будет унифицированный код в базе. Мы сможем отслеживать участника не только на этапе ввоза и декларирования, но и при последующих перепродажах на территории страны.



Мы увидим конечного потребителя?



Да, и всю цепочку продвижения товара: откуда, куда, кем, зачем и как.



Часто у компаний возникает вопрос: если первую партию оформляли через определённого брокера, то можно ли его потом поменять? Ходят слухи, что за этим следят, будут вопросы…



С позиции таможенного органа никаких проблем быть не должно. Захотел – и поменял. Такие слухи – это борьба за рынок со стороны недобросовестных представителей. В принципе компания может нанять сотрудника в штат или обучить кого-то из своих людей вместо того, чтобы пользоваться услугами представителя.



Как я могу обучить сотрудника? Его компетенция должна быть подтверждена?



Необходимо выбрать учебный центр с лицензией на образовательную деятельность, который осуществляет подготовку декларантов, специалистов по таможенным операциям, менеджеров ВЭД, экспортеров, импортеров, специалистов по логистике. Получать на сотрудника аттестат необязательно – достаточно внутреннего тестирования в учебном центре. Но если руководство хочет быть уверенным в уровне знаний, то сотрудник проходит экзамен в таможенных органах и получает аттестат.



Давайте подведём итоги. Как новый ТК ЕАЭС облегчит жизнь участникам ВЭД?



Уменьшатся сроки выпуска товаров, будет введена автоматическая регистрация деклараций, чуть позже – автоматический выпуск. Проверка декларации будет проходить без лишних запросов документов. Сократятся формы таможенного контроля. Произойдёт расширение статуса уполномоченного экономического оператора, увеличится количество упрощений. Появится возможность однократного внесения обеспечения для включения сразу в несколько реестров. Упростится механизм экспорта. Наряду с «зелёным» и «красным» коридорами появится «жёлтый».