Ваш лучший способ
выгодно продавать за рубежом

Какие ошибки в международных контрактах вы, скорее всего, допускаете, сами того не зная? Чем это грозит? Как «выжить» при камеральной налоговой проверке? Как вернуть НДС?

О юридических и налоговых аспектах экспорта для малого и среднего бизнеса рассказывает руководитель налоговой практики компании «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская.





Продолжим говорить про несырьевой экспорт. Две основных больших проблемы начинающих экспортёров – малого и среднего бизнеса – это юридические вопросы при международных сделках и налоговые вопросы. Расскажите про юридические моменты: какие основные вещи должны быть включены в международный контракт?

Вы правы. Основные налоговые последствия влекут за собой неправильно заключённый контракт или неправильная формулировка. Я очень люблю письмо Центробанка РФ №300. Хоть оно и старенькое, 1996 года, но именно оно определяет, как правильно действовать нашим контрагентам при заключении контракта с таможенными партнёрами. Очень частая ошибка – когда в контракте не указывается номер, а есть только дата. Поступают деньги по этому контракту – каким образом банку зачислить их? Либо вы производите экспорт своего товара – как таможня определит, по какому контракту и какой объём товара должен выйти за пределы РФ?

Это же устраняется паспортизацией, есть паспорт сделки.

Если контракт до 50 000, то нет паспорта сделки. Поэтому должны быть дата и номер контракта. Следующий момент – дата подписи контракта часто не совпадает с датой самого контракта на первом листе. Согласно нормам, действует последняя дата подписания контракта. Далее, самый неприятный момент вытекает из нарушения валютного законодательства, Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании», который говорит о нерепатриации валютной выручки. Я говорю об элементарной оплате по контракту. 99% всех платежей проходят по системе SWIFT, только 1% – через аккредитив. Когда мы платим по системе SWIFT, обычно в контракте не написано, кто платит банковскую комиссию за этот перевод. Может оплатить покупатель, может оплатить продавец или оба частично – каждый в своей стране. Если вы не указали это, то все расходы по контракту несёте вы как продавец. Получается, что из $10 000 вам на расчётный счёт поступят $9 800, а $200 не поступят.

И спросят: «А остаток где?»

Да, это непоступление валютной выручки. А штраф за это – ? или 100% от незачисленной выручки при расчётах в валюте. Если вы переходите в рублёвую зону, то там штрафы ниже, жить становится легче.

Вопрос от экспортёров, кто работает в Еврозоне. У нас печать, подпись, все бумажки. А там отгружают вообще по факсу.

Да, специфика огромнейшая. Конвенция ООН 1968 года говорит, что сделки могут заключаться в устной форме, поэтому весь мир работает в устной форме. Однако у нас в РФ сделки, заключённые между юридическими лицами в устной форме, особенно если это ВЭД-контракты, строго запрещены законом. Часто бывает, что наши ведут переписку с иностранным партнёром, говорят: «Мы вам поставим продукцию, это всё в электроночке», и т.д. Потом передумывают по какой-то причине: не устраивает цена, которую им в Италии предлагают, либо ещё что-то. Что происходит: итальянцы думают, что у них оферта, что у них должна быть поставка, а наши думают: «Ничего не было».

И мы приходим к теме права, применимого в контракте.

Да, необходимо понимать, какое право применимо в контракте.

Часто говорят: «Партнёр попросил право Германии, право Австрии. Я в нём ничего не смыслю, но был вынужден согласиться». Поэтому и банковская гарантия не подходит – берут аккредитив.

Это худший вариант. Люди ввязываются в право и арбитраж той или иной страны, не представляя, с чем они столкнутся. Во-первых, стоимость юристов там не как у нас. Во-вторых, вы этого юриста не будете так понимать, как вы понимаете сейчас меня. Вопрос перевода, вопрос легализации документов для подтверждения ваших полномочий в суде – это дополнительные затраты. В марте планируется форум Legal Gates 23-24 марта, мы привезём в Санкт-Петербург крутых юристов из разных юрисдикций от Мексики до Китая, и они нам скажут, что надо делать в каждой конкретной стране.

Это будет удобно, как режим одного окна. Экспортеру знать законодательство Африки – какого-нибудь Зимбабве – или Европы не представляется возможным. К тому же, как выбирают рынок? Никто не говорит: «Хочу во Францию». Смотрят 5, 6, 7 рынков, а как собрать информацию? Поэтому юридические вопросы должны закрываться здесь, и мы рекомендуем использовать российское право, заключать контракты в рублях во избежание дополнительных штрафов. Верно?

Да, это оптимальный вариант. К сожалению, такое редко случается. Во всяком случае, мы как юристы призываем вас использовать одно право в контракте. Очень часто бывают такие сделки – их, кстати, любит английская юридическая школа, – когда я применяю право исковой давности Швейцарии, там 35 лет, подсудность у меня британская, а ещё что-то у меня в другом месте. То есть, они в одном контракте применяют несколько видов права. Это самые худшие контракты, которые могут быть.

Ещё одна боль – это возмещение НДС. Расскажите нам хоть немного об этом.

Эта боль – сейчас уже не такая боль. Это становится намного проще, потому что органом валютного контроля сейчас у нас стал налоговый орган. В налоговую стекается вся информация. Если вы произвели какую-то сделку, у вас выпуск разрешён, вы прошли таможенный контроль, то подтверждение экспорта становится элементарным. У налогового органа уже есть все сведения по вашей экспортной сделке. Он её уже получил в течение 48 часов из банка и таможенного органа. Вы подаёте декларацию, и с момента подачи в налоговый орган декларации начинается камеральная налоговая проверка. Что делает орган в рамках камеральной налоговой проверки? В первую очередь, он проверяет документы, которые вы подали. Во вторую очередь, он запрашивает документы третьих лиц – таможни и банка. Но к этим документам он ещё затребует документы от ваших поставщиков, ваших контрагентов.

Проявляется должная осмотрительность.

Да, всё верно. В рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган может произвести с вашего разрешения осмотр помещения. Что он может сделать без вашего разрешения – это произвести допрос свидетелей. Вот тут, к сожалению, бывает «веселее весёлого». Почему?

Потому что все такие искренние.

Не то слово! Они же из лучших побуждений.

Айтишник расскажет, сколько стоит программа.

Да, либо кладовщик на складе рассказывает такие истории, о которых даже главбух был не в курсе. Есть такая пословица: «Благими намерениями устлана дорога в ад». Это как раз тот случай. Что тут надо делать? Когда к вам пришли с опросом в рамках камеральной налоговой проверки, обязательно проработать со своим коллективом. Сказать: «Ребята, я не сомневаюсь в вашей преданности. Но имейте в виду, что не надо говорить лишнего. Не знаете, что делать – позвоните в юридическую службу». Потому что начинаются такие фантазии! Удивительное дело.

На Legal можно будет проконсультироваться по налогам, или там будут только юристы?

Там будут юристы, причём юристы по международному арбитражу и юристы, которые практикуют по налогам.

Если я хочу открыть фирму в Европе, в Азии – я там смогу решить эти вопросы?

Безусловно, решите. Например, едет немец, и он вам расскажет, как живёт Германия. Вы знаете: у нас в России 12 основных налогов. А в Германии их 45!

Экспортёр может пойти в Торговую палату Германии и обсудить это? Или они работают «со скрипом»?

Если вы пошли в торгово-промышленную палату, то там человек начинает медленно работать, искать для вас информацию. Возможно, он вам ответит. Возможно, нет. Возможно, не быстро. Здесь же мы заинтересованы в наших клиентах, в каждом из них. И в рамках одного дня вы узнаете, как открыть фирму в Германии, в Мексике, в Китае и т.д. Вы получите ту информацию, ради которой вы бы потратили на переписку и общение с торгово-промышленными палатами как минимум месяц. И самое хорошее, что будет, и в этом нам помогает АБК, – это организация биржи контактов.

Если вернуться к возврату НДС, то сколько времени это сейчас занимает?

Минимум три месяца. Есть два пути решения. Первый – в зачёт «будущих концертов», то есть просто уменьшить базу к уплате по НДС по внутреннему и внешнему рынкам. Второй – после прохождения камеральной налоговой проверки, если вам не позвонили, не прислали дополнительно требований в рамках проверки, – значит, ваша декларация устоялась, и вы имеете право на возмещение НДС по 4 разделу. Вы имеете право написать в налоговый орган заявление с просьбой перечислить вам эти деньги «живьём» на расчётный счёт. Налоговая рассматривает ваше заявление 10 дней и передаёт в ОФК субъекта, в котором вы находитесь. И у ОФК есть ещё 2 недели на возврат денежных средств. В принципе, варианты возможны. Короткий вариант – сразу зачесть в том налоговом периоде, в котором вы подали декларацию. Тяжёлый вариант – деньги приходят вам на расчётный счёт, но здесь надо рассчитывать на 4 месяца.

Слушать запись программы на Business FM